Press "Enter" to skip to content

Точка безубыточности для чайников

простыми словам о безубыточности

Хочу предложить Вам очень простой и понятный индикатор. Вам достаточно держать в голове 3 цифры, чтобы сразу видеть выгодно или не выгодно для Вашего бизнеса то или иное решение.

Точка безубыточности в эксель. Расчет, формула, примеры.
скачать

Допустим, Вы ремонтируете окна или проводите вебинары или владеете сетью ресторанов, неважно, принцип один:

У Вас есть заказы и есть прямые затраты на заказы. Это материалы для ремонта окон или продукты для приготовления блюд, сдельная оплата работникам и тому подобное. Суть в том, что эти затраты прямо зависят от объема заказов. Поэтому они называются переменные затраты

Есть заказы – есть переменные затраты

Нет заказов – нет переменных затрат

А еще у Вас есть затраты, которые не зависят от объема заказов, например, аренда или оклады. Сумма этих затрат примерно одинакова каждый месяц, поэтому они называются постоянные затраты

Теперь пример (расчет точки безубыточности):

постоянные затраты в месяц 30 тыс. руб.
средний заказ 7 тыс. руб.
средние переменные затраты на заказ 4 тыс. руб.
средняя маржинальная прибыль на заказ7 — 4 = 3 тыс. руб.

Конечно, заказы бывают разные. Это неважно, нужно взять средние цифры для нашего расчета.

В этом примере компании достается, в среднем по 3 тыс. руб. от каждого заказа. Это называется маржинальной прибылью:

Маржинальная прибыль = Выручка от продаж — Переменные затраты

Если компания получила за месяц 10 заказов, значит маржинальная прибыль равна 30 тыс. руб.

Прибыль равна нулю, потому что вся маржинальная прибыль съедается постоянными затратами.

Это и называется точкой безубыточности: при 10 заказах в месяц у этой компании нет ни прибыли ни убытков.

Если компания получит за месяц на один заказ больше, то будет прибыль 3 тыс. руб., а если на один заказ меньше, то будут убытки 3 тыс. руб.

Конечно, это усредненный расчет, зато очень простой. И конечно же, у Вас будут свои значения.

Да, есть более точные методы, но они гораздо сложнее.

Преимущество этого подхода в том, что Вам достаточно держать в голове 3 цифры – постоянные затраты, маржинальная прибыль на один заказ и количество заказов – и Вы сможете сразу видеть, чем обернется для компании то или иное решение, например, найм дополнительных сотрудников, новый сайт и так далее.